Дети тоже бывают чудовищами. Теперь мы это знаем. Но было время, когда дети были просто детьми. (с) Мальчик А, Дж. ТригеллВсе-таки попытаюсь написать свои впечатления о "Мальчике А" Тригелла. Получится тезисно, потому что связно по-прежнему говорить о нем не могу. Все-таки, для меня слишком тяжело читать о том, как дети убивают детей.
Мне очень понравилось, как роман написан и как автор раскрывает сюжет. У каждой главы своя буква алфавита, и вполне символично в заглавии стоит "Мальчик А", потому как, пусть даже ровно половина романа и описывает уже взрослого Мальчика А, но тема детей и детского насилия все равно является главной. Все мы учили алфавит в детстве, а вместе с ним и азы того, как нужно вести себя в коллективе, все пытались социализироваться в маленьком тесном обществе под названием Школа. Но если ты в классе изгой, если уже в раннем возрасте тебя мучает паранойя, и ты просто до умопомрачения не хочешь видеть лица одноклассников, то большую часть времени точно будешь проводить на улице и учиться там совсем другой науке жизни. В какой-то степени мне знакомы переживания главного героя, ведь я и сама когда-то была тем самым "странным ребенком", за спиной которого непременно раздаются смешки и в которого всем так хочется чем-нибудь кинуть. И в тригелловском красочном нетривиальном описании солнечных беззаботных будней вне школы есть такая ностальгия, что невольно улыбаешься, хотя дети, представленные сами себе, увы, легко могут попасть в неприятности, чему собственно, и посвящен этот роман.
читать дальшеА ведь мы живем в таком обществе, что лучше даже на задумываться о том, что может завтра случится с нами или нашими близкими, но не думать нельзя, потому что все вокруг заполнено новостями о том, кто кого и как убил, изнасиловал, обокрал. В такой ситуации ощущаешь себя жертвой и редко думаешь на тему того, а что если я сам стану таким. Что, если это я – ненормальный, моральный урод и угроза для общества? Кто знает, на что толкнет меня завтрашний день? И такую неприятную и даже противоестественную мысль прежде всего и вызывает «Мальчик А».
Уж очень хитро Тригелл своими красочными приятными описаниями заставляет сопереживать главному герою. Ему двадцать с лишним, он только что вышел из тюрьмы, ничего о мире не знает, – ну сущий ребенок! И поначалу кажется, что у нас этакий роман о запоздалом взрослении. А потом читаешь главы о детстве Мальчика А, и картина пред глазами предстает несколько иная. Мир «повернулся к нему задом»,и Мальчику А не хватило сил с этим справится. Был еще и второй, Мальчик B, тоже аутсайдер, но тот, который своей обособленностью наслаждается. Изначально его мы воспринимаем как живое воплощение угрозы, поджидающей детей на улицах без присмотра взрослых, но автор заставляет сопереживать и этому персонажу. Когда упоминается тот факт, что Мальчик B из неблагополучной семьи, что он подвергался сексуальному насилию со стороны брата, когда показываются его переживания связанные с этим (то, как он, например, зачеркивает в Библии слово god и заменяет его на dog), опять задумываешься, что «чужая душа – потемки», и кто, в конце концов, имеет право судить других людей. И, вроде бы, кажется, ты уже близок к главной разгадке (кто же виноват в том, что двое мальчиков изнасиловали и убили свою одноклассницу), но чем дальше читаешь, тем сложнее. Книга въедается в мозг. Мальчики А и Б кажутся почти родными. Сюжет слишком актуален, чтобы не пытаться обдумывать его в контексте реальной жизни. И перенося условия в реальную жизнь, я понимаю, что ни малейшей симпатии к таким героям уже испытывать не могу, и это парадоксально.
Хотел того Тригелл или нет, но рамки его романа гораздо шире того художественного мира, созданного им, т.к. жизни прототипов героев «Мальчика» А начинаешь сравнивать с событиями, описанными в книге. Судьбы реальных мальчиков вызвали во мне не меньший интерес, чем сам роман. Мы уже знаем, как кончили герои книги, а что же в реальности? Один из них осужден за хранении детской порнографии , и уже один этот факт заставляет оптимистичный посыл Тригелла, укрепившийся во мне после прочтения, несколько расплываться. Ведь в его истории один из героев искренне раскаивался, и, повзрослев, он совершал человечные и даже благородные поступки, пусть даже он и догадывался, что, с точки зрения общества, на нем всегда останется клеймо убийцы и насильника.
В итоге, совсем запутавшись в своих мыслях и мучаясь вопросом, кто же виноват во всей этой жестокости и непонимании, я переговорила со многими своими знакомыми. Первый и самый банальный ответ, разумеется, был таков: виновато общество. Но это слишком абстрактный ответ, от которого нет реальной пользы (а хочется, чтобы она была, ибо «Мальчик А» не просто прекрасное художественное произведение, он берет за живое и заставляет о многом подумать). Когда плавное течение романа между берегами прошлого и будущего Мальчика А нарушается внезапной главой о том, как отец героя сидит в баре в одной стране, популярной у секс-туристов, и думает о падении нравов, попивая алкогольные напитки и любуясь обнаженными телами, кажется, что автор однозначно подвел к тому, что мы живем в такой системе, в которой непременно будут вырастать Мальчики А. И даже больше: преступления этих мальчиков ничто, по сравнению с тем, что творят взрослые. В небольшой главе рассказчик упоминает столько омерзительных и бесчеловечных вещей, которые поставлены на поток, потому что они приносят деньги, что все предыдущие ужасы, описанные в книге, кажутся детскими сказочками. Действительно, каких детей могут вырастить взрослые, допускающие бесчеловечные вещи в промышленных (без преувеличений) масштабах? Эта глава была действительной жесткой и очень неприятной, хотя, казалось бы, на фоне того духовного уродства, о котором было рассказано раннее, сложно показать что-то еще более монструозное. Может, дело в том, что Тригелл в этой главе и не пытался вызвать сопереживания у читателя. Да, в прочем, с папашей Мальчика А было все ясно в самом начале, когда мы увидели, что он стыдится своего сына-изгоя. Автор будто бы говорит, что оправданий у таких вот отцов нет. Но ведь и они тоже когда-то были обыкновенными мальчиками… (И снова возникает какой-то порочный круг.)
Выше я уже упоминала о том, что углядела в романе оптимистичный настрой, и он действительно есть, стоит только приглядеться к главному герою. Ответ автора, как мне кажется, таков: каждый решает сам за себя, кем быть и как жить. В конце концов, твое сознание определяет окружающий мир. Ведь то самое «общество», которое мы все так любим обвинять, это и есть мы, совокупность самых разных людей, которые могут совершать преступления, осуждать, доверять, любить и прочее, прочее, прочее… Пожалуй, это главная мысль, которая хоть как-то помогла мне расставить точки над i после прочтения этой истории. Но помимо этого я испытала огромное удовольствие от романа, его мира, пусть и жестокого, но живого и так ярко показанного автором. Думаю, что не удержусь и перечитаю «Мальчика А» вновь в ближайшие полгода. Пусть это книга, которую не так легко посоветовать другу, потому что порой она вызывает слишком тяжелые эмоции, но она действительно прекрасна.
Есть одноименный фильм Джона Краули, вышедший в 2007 году, на который я возлагала большие надежды, но он на самом деле хорош только тем, что в его основу положена эта книга с ее прекрасными персонажами и сюжетом. В остальном – не хватает атмосферности, не хватает детальности. Например, (спойлер), сын Терри был обижен на отца за то, что в бумажнике у него была фотография только с Мальчиком А. В фильме не говорится, что фото сына он носил в медальоне на груди. И по фильму мы думаем, что Терри действительно больше любил работу, нежели семью, а по роману ясно, что Терри очень любил своего ребенка, пусть и не умел общаться с ним. И еще один печальный момент. (спойлер) В конце кажется так, что Мальчик А решил умереть. А в романе он, на самом деле, опять-таки задавался вопросом: жить или нет? И по-прежнему дерзко мечтал.
Посетите также мою страничку
hatsat.bget.ru/user/HMAHarvey6/ оформить карту таджикистана по доверенности
33490-+