К этому аниме интерес возник сразу, как я узнала, что его делал Икухара Кунихико (幾原邦彦

- создатель "Юной революционерки Утены" и участник творческой группы Be-Papas (ビーパパス

.
Чем-то "Крутится пингвиний барабан" схож с "Утеной", но в итоге финальный месседж получился совсем иным (хотя я давно смотрела "Утену"; не знаю, как бы сейчас я восприняла происходящее в ней). В "Барабане" нет метафоры сказки, которая пронизывала собой все происходящее в "Утене", ну а еще революция в ней достигается террористическими методами, и это не одобряется авторами. Трагичность предопределена самой историей (наполненной символами и метафорами, но опирающейся на весьма жизненные обстоятельства), хоть она и изобилует комедийными элементами.
читать дальше
Первые десять серий сюжет вертится вокруг школьницы Ринго, которая пытается жить в соответствии с записями, указанными в дневнике ее погибшей старшей сестры. С одной стороны, это подано очень смешно: Ринго то и дело попадает во забавные неприятности. Она ухаживает за учителем, который встречается с актрисой Юри из труппы, которая, вероятно, должна напомнить зрителю о Такаразуке. Как только Юри встречается, Ринго периодически в своем воображении поет песни о своих текущих делах, а Юри со всем профессионализм "отвечает" ей, что, конечно, выглядит очень забавно. Но с другой стороны, мы с самого начала знаем, что Ринго - сталкер, и чем больше мы погружаемся в ее историю, тем больше видим, что она не в себе. Сцены в спальне Ринго, когда она бредит во сне или представляет своих ругающихся родителей игрушками, словно бы находясь глубоко под толщей воды, - выглядят весьма пугающими, и юмор обретает гротескно-уродливый оттенок. Если что, вся комедийность в "Барабане" именно такая, даже та, что на первый взгляд кажется безобидной.
Вторая половина сериала развивается совсем в другом направлении, повествование усложняется, постоянно прерываясь флэшбеками (флешбками ли?) и иными отступлениями. Часть сюжетных линий остаются и вовсе забытыми (мне так и непонятно, чем руководствовалась Ринго, следуя указаниям дневника и выдумав этот самый Проект М, о котором все вскоре позабыли). Те немногие персонажи, которые сначала казались обычными людьми, раскрываются и показывают свою "ненормальную" суть. В итоге понимаешь, что смотришь аниме-сериал о не совсем нормальных людях. Но именно поэтому этот сериал и показался мне "живым" и настоящим.
Например, одна из главных героинь, Химари, по началу довольно предсказуемая милая домашняя девочка, которые столь часто встречаются в аниме, становится ближе к зрителю (и, вероятно, неприятно разбивая некоторые его иллюзии относительно своей "идеальности") и постоянно жалеет себя. В прочем, Химари больна и жить ей осталось недолго. Она разочарована и разбита. Ну а что ей еще остается? В эндинге сериала ее показывали веселящийся с двумя другими девушками, и только к середине "Барабана" становится ясен смысл этого заключающего каждую серию момента. Мы узнаем, что в детстве Химари хотела петь в айдол-группе. И вот, ее подруги повзрослели и стали певицами, а она из-за болезни то лежит в больницы, то готовит своим неспокойным братьям обеды дома. И эндинг - это всего лишь ее неисполнимые красивые мечты, которым не суждено было сбыться из-за тяжелых жизненных обстоятельств.
Всех без исключения взрослых, показанных в сериале, сложно назвать "обычными" людьми. Кто-то может пожаловаться на то, что здесь слишком много "психов", но, как я уже писала, так оно и вернее. Мало у кого тяжелое детство/перенесенные трудности/иные факторы не оставляют шрамов на душе, но у нас не принято рассказывать о "скелетах в шкафу" или рассказывать о своих внутренних комплексах. Поэтому, в этом плане, мне кажется, "Барабан" куда ближе к нашей реальности, чем иные более позитивные повествования о повседневности.
Сравнивая взрослое поколение с более юным, невольно делаешь выводы и о будущем братьев Такакура, Химари, Ринго и др.: после всех перенесенных трудностей они станут такими же эгоистичными и печальными людьми. И даже революция и сотни жизней, которыми мальчик готов пожертвовать ради спасения дорогого ему человека, ничего не изменят, а лишь подчеркивают, что он уже мало отличается от этих самых никчемных взрослых (которые первую половину сериала кажутся адекватными и милыми людьми).
Единственный действительно светлый персонаж - это Момока, которая бескорыстно помогает своим друзьям (но они все равно, кстати, вырастают людьми с сомнительной моралью, которые могут и угрожать смертью, и насиловать). Но поскольку Момока умирает так рано, что ее пока и подростком назвать нельзя, печальный вывод напрашивается сам собой: неизвестно, что стало бы с ней и ее чистым сердцем, проживи она чуть подольше.
В итоге во мне поднимается какое-то странное чувство: в "Пингвине" много веселых и добрых моментов, но, если призадуматься, всё кажется таким печальным. В одной из красивых песен, звучащих в сериале, есть строчки, которые, мне кажется, и являются одним из главных посланий для зрителя:
Вспомни время, когда мы жили мечтами,
когда мы жили более красивыми мечтами чем сейчас
Интересно, что в итоге два главных героя, пожертвовав собой ради другой девочки, появляются уже в образе детей, которых мы видели в самой первой серии. Невольно вспоминается вечный мальчик Питер Пэн, верящий, что "смерть - это всего лишь еще одно приключение". Это приключение нам уже не покажут, и остается только вздыхать. Сериал получился очень самобытным и запоминающимся, у него есть прекрасные дизайны персонажей, замечательный, радующий разнообразием саундтрек, но он оставляет после себя много вопросов (может, они будут разъяснены в манге?). Смело теперь могу занести его в список "любимых" сериалов, хотя вот советовать такую вещь всем подряд точно не будешь.
А Yuri Kuma Arashi - его новое аниме - ты еще не смотрела?
нет, не смотрела, но хотелось бы у него все посмотреть. это онгоинг?
Смотрела я его в онгоинге и хорошо помню, что до последний серии какие только гипотезы не строила, а потом - БАЦ! - и все бережно само встало по полочкам.
Хорошо, что я его смотрела, когда уже все вышло. Я с трудом жду следующих серий онгоингов, а уж тут все так закручено, что хочется все и сразу х)
А еще, кстати, "Барабан" очень завязан на творчестве Миядзавы Кендзи. Он тоже воспринимал мир как яблоко, считал его своеобразным символом. Часть сюжета построена на замечательной сказке "Ночь на галактической железной дороге", которую ты, наверняка, слышала )) Там же и про "огонь" этот объяяснется (пламя скорпиона). Я Миядзаву очень люблю и отсылки на него прямо стали бальзамом на сердце во время просмотра.
нет, не смотрела, но хотелось бы у него все посмотреть. это онгоинг?
Это его последнее аниме, которое ты не смотрела, значит. Оно весной еще закончилось. Мне очень понравилось, хотя оно вышло и не таким крутым как барабан с утеной, но тоже замечательное и мессадж до меня донесло.
Я читала о нем, но ничего у него самого не читала
Оно весной еще закончилось. Мне очень понравилось, хотя оно вышло и не таким крутым как барабан с утеной, но тоже замечательное и мессадж до меня донесло.
Здорово, что уже все вышло! Большое спасибо за совет. Посмотрю на днях. Сейчас очень много аниме смотрю, период такой настал х)