Я посмотрела фильм "Иди и смотри". И это такой тяжелый фильм... От которого не только слезы, а еще жуткая пустота на душе. А еще он красивый, в чем-то даже поэтичный, но его красивые сцены дико контрастируют с ужасающим содержанием. В основу картины легла книга Адамовича о Хатыни. Я читала ее в детстве и плакала.
Вообще, когда на уроке классе в 3-4 училка нам рассказала про Хатынь, то многие дети плакали. Но в школе я еще сдерживалась. Но потом, когда мы под ее руководством взяли книги в библиотеке об этой трагедии, и я читала их и не могла заставить себя поверить в то, что все это было на самом деле, я не могла успокоиться... Сожженные деревни - вместе с людьми. Причем начинались эти книги как любимые мной советские книжки для детей, - как-то по-веселому, по-простому, но кончалось все таким беспросветным мраком, что я долго не могла отойти.
И вот этот фильм... очень болезненный. В нем нет героев, главный герой по имени Флера совершенно беззащитный мальчик, который в начале картины веселится и рвется в партизаны, но в итоге, каким-то чудом все время оставаясь в живых, переходит из одного испытания в другое, и его лицо меняется до неузнаваемости. Становится похожим на неподвижную маску старика. Чудо ли то, что он все время выживает? Ведь чем дальше идет фильм, тем ужасающее становится его повествование. Герой видит свою деревню - все убиты, потом наблюдает смерть товарищей-партизанов... И кульминацией всего становится сожжение деревни под циничные смешки фашистов. Это настолько давящая сцена, что такой фильм точно не посоветуешь смотреть ради развлечения (несмотря на его художественную красоту).
В итоге, в эту круговерть кинематографичной жестокости внезапно врывается жестокость вполне реальная - кадры военной хроники. И главный герой, который, кстати, за весь фильм ни разу никого не убил, уже, кажется, окончательно утратив присутствие духа, отчаянно стреляет в плакат Гитлера с издевательской подписью "Освободитель". И хроника внезапно отматывается назад, Гитлер молодеет на наших глазах, и вот на экране появляется его изображение младенца. И бедный Флера останавливается, не может убить этого воображаемого ребенка-гитлера, хотя до этого наблюдал картины абсолютной жесткости, направленной против всех, от мала до велика.
Его маска-лицо немного светлеет, и звучат первые звуки "Реквиема" Моцарта. Задаешься мучительным вопросом: почему? Потому что гуманность побеждает, и он не хочет поднимать руку на ребенка, пусть даже это воображаемый им маленький Гитлер? Или от осознания того, что даже такой чудовищный для него образ как Гитлер когда-то был беззащитным невинным младенцем?.. Или вовсе от того, что историю никак не изменить? Можно снять кино с хорошим концом, можно перемотать пленку назад, но в реальности бесчисленно убитые люди так и останутся убитыми. Судя по всему, для Адамовича и Климова фильм был очень личным. Неудивительно, что Элем Климов боролся за каждую деталь своего творения и отказывался от всевозможных правок, кроме одной: название "Убить Гитлера" было заменено библейскими строками "Иди и смотри".
Сейчас перечитываю книгу, ( возможно, ее я читала в детстве)... Книга имеет ряд отличий, я пока на середине, но читать сложно - много всяких страшных подробностей о массовых убийствах и невыносимых страданиях людей, оставленных без еды, без семьи, без всего. Насколько я знаю, вторая половина книги очень тяжелая.
В конце фильма Флера мрачно спрашивает у изнасилованной молодой девушки: "Любить, рожать?" Тем самым показывая, что в его юной душе - на момент событий ему около 16 лет - уже нет места никаким надеждам, потому что все вокруг уничтожено и выжжено, а единицы выживших полностью растоптаны . Так и книжный его прототип разделяет себя на войне и себя после войны. Может, потому что слишком невыносимо отождествлять себя со всеми пережитыми кошмарами.
Про такие фильмы говорят, что не для впечатлительных, но именно чувствительные могут впечатлиться сильнее всего.
Вообще, когда на уроке классе в 3-4 училка нам рассказала про Хатынь, то многие дети плакали. Но в школе я еще сдерживалась. Но потом, когда мы под ее руководством взяли книги в библиотеке об этой трагедии, и я читала их и не могла заставить себя поверить в то, что все это было на самом деле, я не могла успокоиться... Сожженные деревни - вместе с людьми. Причем начинались эти книги как любимые мной советские книжки для детей, - как-то по-веселому, по-простому, но кончалось все таким беспросветным мраком, что я долго не могла отойти.
И вот этот фильм... очень болезненный. В нем нет героев, главный герой по имени Флера совершенно беззащитный мальчик, который в начале картины веселится и рвется в партизаны, но в итоге, каким-то чудом все время оставаясь в живых, переходит из одного испытания в другое, и его лицо меняется до неузнаваемости. Становится похожим на неподвижную маску старика. Чудо ли то, что он все время выживает? Ведь чем дальше идет фильм, тем ужасающее становится его повествование. Герой видит свою деревню - все убиты, потом наблюдает смерть товарищей-партизанов... И кульминацией всего становится сожжение деревни под циничные смешки фашистов. Это настолько давящая сцена, что такой фильм точно не посоветуешь смотреть ради развлечения (несмотря на его художественную красоту).
В итоге, в эту круговерть кинематографичной жестокости внезапно врывается жестокость вполне реальная - кадры военной хроники. И главный герой, который, кстати, за весь фильм ни разу никого не убил, уже, кажется, окончательно утратив присутствие духа, отчаянно стреляет в плакат Гитлера с издевательской подписью "Освободитель". И хроника внезапно отматывается назад, Гитлер молодеет на наших глазах, и вот на экране появляется его изображение младенца. И бедный Флера останавливается, не может убить этого воображаемого ребенка-гитлера, хотя до этого наблюдал картины абсолютной жесткости, направленной против всех, от мала до велика.
Его маска-лицо немного светлеет, и звучат первые звуки "Реквиема" Моцарта. Задаешься мучительным вопросом: почему? Потому что гуманность побеждает, и он не хочет поднимать руку на ребенка, пусть даже это воображаемый им маленький Гитлер? Или от осознания того, что даже такой чудовищный для него образ как Гитлер когда-то был беззащитным невинным младенцем?.. Или вовсе от того, что историю никак не изменить? Можно снять кино с хорошим концом, можно перемотать пленку назад, но в реальности бесчисленно убитые люди так и останутся убитыми. Судя по всему, для Адамовича и Климова фильм был очень личным. Неудивительно, что Элем Климов боролся за каждую деталь своего творения и отказывался от всевозможных правок, кроме одной: название "Убить Гитлера" было заменено библейскими строками "Иди и смотри".
Сейчас перечитываю книгу, ( возможно, ее я читала в детстве)... Книга имеет ряд отличий, я пока на середине, но читать сложно - много всяких страшных подробностей о массовых убийствах и невыносимых страданиях людей, оставленных без еды, без семьи, без всего. Насколько я знаю, вторая половина книги очень тяжелая.
В конце фильма Флера мрачно спрашивает у изнасилованной молодой девушки: "Любить, рожать?" Тем самым показывая, что в его юной душе - на момент событий ему около 16 лет - уже нет места никаким надеждам, потому что все вокруг уничтожено и выжжено, а единицы выживших полностью растоптаны . Так и книжный его прототип разделяет себя на войне и себя после войны. Может, потому что слишком невыносимо отождествлять себя со всеми пережитыми кошмарами.
Про такие фильмы говорят, что не для впечатлительных, но именно чувствительные могут впечатлиться сильнее всего.
А вот момент с фразой "любить, рожать" меня как-то сбил с толку как раз. Мне показалось, что это звучало с его стороны как-то издевательски по отношению к девушке. Как будто он посмеялся над тем, что она это говорила. Тебе так не показалось?
фильм невероятно впечатляющий и очень мне понравился (хотя понравился - не совсем верное слово, но ты понимаешь, о чем я).
это да
я про него уже неделю думаю и думаю, и все время этот реквием слушаю. и книгу читаю
А "Обыкновенный фашизм" Ромма ты смотрела?
В общем, всячески советую!