Недавно показала другу аниме "Песнь ветра и деревьев" (風と木の歌

, экранизацию одноименной манги Кейко Такемия. Так переволновалась, будто сама имею какое-то отношению к созданию этого прекрасного мультфильма, и даже в вопросе "Ты хочешь посмотреть мой самый любимый фильм?" в этот раз было что-то сакральное. Как если бы я предложила вслух почитать "Над пропастью во ржи", которая мне так близка и дико мной любима, и мой голос бы дрожал от волнения на очередном монологе Холдена, утверждающего что-нибудь категоричное и печальное.
Это удивительно, потому что с персонажами "Казе то ки но ута" у меня мало общего. Да, мне нравится позиция жертвенного Сержа и хотелось бы походить на него. И все. Что касается самой истории, развернувшейся несколько веков назад, - то она так далека от всего, что окружает нас сейчас, что и ее я причисляю к образцам той самой "консервативной и прекрасной эпохе, которую никогда не вернуть". Пусть манга была создана в конце 20-го века, но Кейко Такемия удивительно тонко удалось передать романтизированную неспешную красоту ушедшего века, где не было быстрых технологий, мгновенной связи и глобализированной культуры.
читать дальшеСамо название говорит, о чем будет эта история. Песнь ветра и деревьев... песнь нашей юности (почему-то деревья прочно ассоциируются с детством, может, потому что именно тогда чаще всего смотришь по сторонам, все кажется новым и необычным, а они - всегда рядом, наши неизменные молчаливые спутники). Поразительно, какими возвышенными словами Серж описывает свои чувства к Жильберу. Жильберу, которого с огромным трудом можно назвать полноценной личностью. Он целиком охвачен своей деструктивной любовью к человеку, который, собственно, эту самую "любовь" в нем с детства и взращивал. Наивно хочется, чтобы чистое детское сердце Сержа растопило этот лед и помогло Жильберу пройти через этот тяжелый период взросления с гордо поднятой головой. В аниме экранизации концовка не позволяет зрителю однозначно трактовать финал, и он может рассчитывать на более-менее хорошее разрешение событий. Но стоит ли? Даже среди всей этой печали и отчаянья есть место светлым чувствам. Без их нежных оттенков "Песнь..." была бы совсем иным произведением, и с их отсутствием вряд ли бы жестокость человеческого существования и красота юности столь ярко контрастировали между собой.
-У меня всегда такое хорошее настроение после просмотра "Казе то ки но ута", - говорю я другу.
-Но это же так грустно!
-Это светлая грусть...
-Кому-то -- светлая грусть, а кому-то -- разбитые сердца и разбитые жизни.
Когда я посмотрела "Песнь ветра и деревьев" в первый раз, я еще училась в старших классах школы. И тогда вся эта история показалась мне дико не справедливой. Я еще не посмотрела так уж много серьезных фильмов, не прочитала так уж много тяжелых книг, и поэтому близко к сердцу приняла всю эту историю. Почему люди должны страдать? Почему насилие в нашем мире - явление совершенно обыденное? Сейчас мое восприятие несколько изменилось, хотя я по-прежнему остро переживаю жизненные перипетии юных персонажей. Но еще больше внимания уделяю красоте, которую, якобы, должны раскрывать страдания. Я вижу, как самоотверженно Серж хочет помочь чуждому ему человеку. Вместе с героем я вдруг понимаю, что он влюблен. И эти муки первой любви, такие наивные и в то же время такие обидные, - они заставляют меня смущаться и улыбаться. Здесь во всем такая ностальгия!.. И не только ностальгия по старым эпохам, которая неизменно привлекает меня, а по юности, по первым робким чувствам, по первым мечтам, и при этом все изящно, может, даже в какой-то степени манерно, подано. Почти все главные герои прекрасны как на подбор: высокие изящные тела, длинные конечности, в глазах искры... Изящные повороты головы, даже в отчаянном побеге от гнетущих мыслей - столько грации, что, кажется, даже трава под ногами героя разбивается на осколки. Но разве излишне наигранно это смотрится под прекрасную музыку Шопена? Именно, что нет. Лично я полностью согласна с таким изображением юности.
Но даже при такой подаче некоторые сцены до сих пор кажутся мне слишком жестокими. Каждый раз я смотрю их с тяжелым сердцем. Но самой давящей и в то же время прекрасной сценой я считаю ту, в которой уже взрослому Сержу мерещится юный Жильбер, бегущий куда-то там по своим очень важным мальчишеским делам. Ведь тут я понимаю, что не так страшны были ошибки их юности, поскольку хронологически мы вместе с рассказчиком смотрим на них издалека, и, подобно ему, уже взрослому, ощущаем их как нечто прожитое, как память о милых сердцу, пусть и тяжелых днях (вот он парадокс ностальгии, заставляющей нас спустя время даже в тяжелых периодах жизни видеть особую прелесть). И вот этот призрак ушедшей юности сейчас интересует и в то же время гнетет меня больше всего. Потому что в контексте всего произведения он был реален, а все остальные трагедии укладываются в рамки сентиментального и атмосферного повествования. Они заканчиваются вместе с титрами, ползущими вверх на фоне витиеватой изгороди в бледно-розовых отблесках неба, а ощущение того, что от весны остались лишь одни воспоминания, никуда не уходит.
Может, это одна из причин, почему я так люблю этот фильм. А, может, дело в чем-то другом. Я так часто пытаюсь сформулировать, почему мне нравится "Песнь ветра и деревьев", но всегда сбиваюсь, перечисляя все то, что мне в этом мультфильме нравится. Здесь все: изумительная классическая музыка, диалоги, образы персонажей, их дизайны, постановка сцен, озвучка, желание создателей эстетизировать каждую секунду этого аниме. "Песнь ветра и деревьев" была первым произведением, которое заставило меня влюбиться в романтизированное изображение ушедших эпох. И вот здесь самое главное. Эстетика, романтизация, любование. Как я уже писала выше, я, наверное, никогда не смогу сказать, что у меня есть хоть что-то общее с персонажами, с их миром, но, тем не менее, мое ощущение прекрасного соответствует этому маленькому мультипликационному произведению, которое в свое время заставило меня пересмотреть некоторые мои вкусы и искать в иных художественных произведениях подобную форму выражения.
P.s: Скрепя сердце и после многолетней моральной подготовки я решилась все-таки дочитать эту историю. Если однажды весь мой дневник будет забит слезами, рисунками Кейко Такемия, музыкой Шопена и Рахманинова и моими отчаянными воплями о том, что я хочу и не хочу жить в мирах несуществующих, то, значит, я дочитала эту мангу.